10 января. Рождество. Цель — рассказать о празднике Рождества, об уважении к традициям народов России, о важности духовных ценностей, формировать желание доставлять радость другим людям. Началось занятие с просмотра видеообращения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который рассказал ребятам о духовном значении праздника, о том, какова его роль в истории человечества, в жизни России и других православных стран, какие ценности он в себе несет. Ребята 1-4 классов узнали, как появился праздник. Выполняя интерактивные задания, ребята искали Вифлеемские звезды, узнавали рождественские обычаи и традиции. Учащиеся 5-7 классов говорили о том, какие традиции празднования Рождества есть в их семьях. Ребята сделали вывод, что Рождество связано с добрыми делами, с желанием помочь, доставить радость другим. Учащиеся 8-9 классов послушали отрывок из стихотворения Бориса Пастернака «Рождественская звезда». Ребятам рассказывали о российских благотворительных проектах, связанных с Рождеством. Учащиеся 10-11 классов говорили о том, что события, связанные с Рождеством, несут особый смысл. Ребята узнали о том, что императрица Александра Федоровна, супруга Николая II, последнее Рождество провела в ссылке в Тобольске, но даже там делала своими руками рождественские подарки близким, слугам и даже своим охранникам. Желание делать добро – это личный вклад каждого в создание духа Рождества.
19 января. Прорыв блокады Ленинграда.
16 января Разговоры о важном посвящены прорыву блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны. 18 января 1943 года блокадное кольцо было прорвано, в этом году исполняется 80 лет с даты прорыва блокады. Окончательно блокада была снята только через год – 27 января 1944 года.
Занятие для учащихся 1–2 классов началось просмотром видеоролика о Тане Савичевой – девочке, блокадный дневник которой стал символом осажденного Ленинграда, данью памяти его жителям. Ребята просмотрели презентацию с фотографиями из блокадного города, узнали о норме выдаваемого хлеба, о том, как жили люди в тех условиях: голод, холод, узнали о дороге жизни.
Учащиеся 3–4 классов посмотрели видеоролик «О блокадном Ленинграде». В ролике они услышали звук метронома. Этот знаменитый звук вошел в историю блокады Ленинграда, его стук называли живым биением сердца города. А чтение стихотворений и фотоматериалы познакомили их с важными картинами жизни блокадного Ленинграда.
Учащиеся 5-7 классов говорили о том, в чем заключался героизм во время Великой Отечественной войны, что такое «подвиг во имя жизни». Говорили ребята и о дневнике Тани Савичевой, и об организации «Молодая Гвардия».
В 8-9 классах разговор о блокаде также сопровождался видеороликами, фото и видеоматериалами. Ребята говорили о том, что давало силы людям, что помогло им выжить в это страшное время. Готовность каждого быть вместе со своей страной в минуты радости и горя – это как раз то, что помогло выстоять нашему великому народу в тяжелые военные годы. Подвиг молодогвардейцев, подвиги работников тыла, подвиг каждого человека, подвиг жителей блокадного Ленинграда – это примеры стойкости, силы и величия духа. Ребята узнали и о работе школ: в первый год блокады в городе их работало 39, а на следующий год открылась уже 91 школа, о работе театров, концертных залов, библиотек. Город старался жить своей обычной жизнью – «города живых», выжить несмотря ни на что.
Старшеклассники рассуждали о том, что именно помогало выживать жителям блокадного Ленинграда, о молодогвардейцах, о символах героической стойкости жителей Ленинграда. Ребята смотрели видеохронику событий.
Память о трагедии Ленинграда сохраняется не только благодаря кинохроникам, фотографиям, художественным фильмам или таким разговорам как наш сегодняшний разговор. Память сохраняется и тогда, когда мы пытаемся воплотить эту нашу память в чем-то материальном – в том, что мы обычно называем памятниками. Ребятам предложили подумать о том, какой символ можно использовать для создания памятника в память о жителях блокадного Ленинграда.
И в ночи январской беззвездной,
Сам дивясь небывалой судьбе,
Возвращенный из смертной бездны,
Ленинград салютует себе!
(Ахматова А.А.)
23 января. «Медиаграмотность и цифровая гигиена».
Цель занятий: формирование культуры безопасного и эффективного использования цифровых ресурсов и устройств, знакомство с основами безопасности в сети и повышение уровня цифровой грамотности.
Ребята прослушали видеообращение Натальи Ивановны Касперской — главы компании InfoWatch, которая рассказала о разумном использовании смартфонов. Она обратила внимание детей на то, что при использовании любых инструментов надо уметь их использовать, соблюдая определенные правила. Если этого не делать, то возможны негативные ситуации, в том числе столкновения с мошенниками, которые могут угрожать безопасности, финансовому состоянию и т. п.
Вторая часть занятий проводила в форме эвристической беседы. Ребятам предлагались видео-кейсы, просмотрев и обсудив которые, ребята должны были рассказать, как можно поступать и как нельзя. Сформулировать правила безопасности в Инернете.
В конце занятия посмотрели видео с рекомендациями российского певца Егора Крида и сделали вывод, что теперь, когда мы знаем об угрозах, то можем соблюдать простые правила и оставаться в безопасности.
30 января. Российское движение детей и молодежи "Движение первых".
Цель: сформировать первоначальные представления о деятельности Российского движения детей и молодёжи «Движение первых», создать условия для проявления активной гражданской позиции школьников; мотивировать детей к общественно полезной деятельности.
6 февраля "День Российской науки".
Цель занятия: развитие ценностного отношения обучающихся к достижениям человечества, воспитание гордости за свою страну через осознание вклада российских ученых в развитие мировой науки.
Современная российская наука не стоит на месте – за последние десятилетия российские ученые сделали целый ряд открытий мирового уровня. Всем знакомые - радио, телевидение, искусственный спутник, цветная фотография, электродвигатель, телеграф, лампа накаливания, парашют, вертолет, лазер, искусственное сердце, наркоз - это открытия наших ученых. Самые прорывные открытия, технологии будущего рождаются на стыке таких наук, как физика, химия, биология, астрология, математика и др. Ребята говорили об открытиях, об ученых: Кулибине и Циолковском, о Ломоносове и Оганесяне. Учащихся старших классов познакомили с наиболее интересными междисциплинарными научными направлениями: палеонтологией, биохимией, планетологией, нанотехнологиями.
13 февраля. "Россия в мире"
«Разговоры о важном» 13 февраля начались с интервью с Министром иностранных дел Сергеем Викторовичем Лавровым. Интервью начинается с детского вопроса: «Какая идея объединит всех людей на планете?» Лавров ответил, что если брать весь земной шар, то людей объединит дружба. Особенность и неповторимость России в том, что это страна, в которой люди живут, ощущая себя одной семьей. Для Лаврова патриотизм — это гордость за свою страну. Обучающиеся 1-2 классов говорили о том, чем уникальна Россия. На видео, которое посмотрели ребята, диктор рассказывал об уникальном географическом положении России, ее богатой истории и культуре. Россия — это пример мужества и героизма в тяжелые времена военных испытаний, именно она сыграла решающую роль в освобождении мира от злой напасти — фашизма. Этот великий подвиг навсегда в памяти всех народов.
Ребята узнали о достопримечательностях России: о вулканах Камчатки, Байкале, Ленских столбах, Казанском и Московском кремлях, дворцах и соборах Санкт-Петербурга.
Учащиеся 3-4 классов узнали о первооткрывателях Фаддее Беллинсгаузене и Михаиле Лазареве, которые совершили экспедицию к Южному полюсу, открыли Антарктиду, вспомнили о Северном морском пути и флоте ледоколов, говорили о Валерии Чкалове, Георгии Байдукове и Александре Белякове, которые первые совершили перелет через Северный полюс.
Ребята 5-7 классов изучили пять блоков: «Великая культура», «Великие открытия», «Великие технологии», «Великие победы», «Великая страна». Перед изучением каждого блока детям показывают тематический видеоролик. В блоке «Великая культура» разговор пойдет о выдающихся писателях (Федоре Михайловиче Достоевском, Льве Николаевиче Толстом, Антоне Павловиче Чехове) и композиторе Петре Ильиче Чайковском. Достоевский — самый читаемый писатель в мире, во всем мире любят и читают Л.Н. Толстого, он один из самых экранизируемых авторов в мире. В блоке «Великие открытия» рассказывали о таблице Менделеева, географических открытиях Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, изобретателе радио Александре Попове, одном из основателей Обнинской АЭС Игоре Курчатове и других ученых. В блоке «Великие технологии» дети узнают о том, что Россия — «успешный экспортер высоких технологий XXI века». В настоящее время госкорпорация «Росатом» сооружает АЭС в 12 странах мира. В блоке «Великие победы» — рассказ о победе СССР над фашистской Германией. Ребятам напоминают о Сталинградской, Курской битвах, операции «Багратион».
Для ребят 8-11 классов добавился еще 1 блок – «Особая миссия». В этом блоке рассказывают о деколонизации. Россия — страна, уважающая свободу и суверенитет других стран. Из видео ребята узнали, что благодаря усилиям СССР 1960 год стал «Годом Африки» — 17 африканских стран получили независимость от колоний, а Генеральная Ассамблея ООН по инициативе СССР приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам.
В конце занятия ребята сделали вывод, что Россия вносит исключительный вклад: в создание общепризнанной художественной культуры; выдающийся вклад в мировую науку; Россия неоднократно побеждала агрессоров, претендовавших на глобальное доминирование; имеет приоритет в освоении космоса, в других высоких технологиях, которые она экспортирует за рубеж; поддерживает принцип национального равноправия и неприятие колониальных моделей государственного строительства.
20 февраля. День Защитника Отечества.
Занятия были посвящены 23 февраля - Дню воинской славы в Российской Федерации.
Цель: сформировать у обучающихся понимание роли Вооруженных сил Российской Федерации в обеспечении безопасности государства и его граждан на протяжении всей истории страны, воспитать благодарность к тем, кто защищает право народов России жить согласно историческим традициям и многовековым духовно-нравственным ценностям.
23 февраля, в День защитника Отечества, мы чествуем всех, кто ежедневно отдаёт долг Родине, кто считает защиту своей страны – делом чести и жизни.
Это день единства всех поколений вооружённых защитников Родины против тех, кто посягает на её суверенитет и территориальную целостность. Это праздник тех, кто верен долгу и воинской присяге.
Ребята на занятии смотрели видео, отвечали на вопросы викторины, делали открытки, посвященные празднику, говорили о героях нашей страны, о военных профессиях, о тех людях, которые делают нашу страну сильной и непобедимой.
27 февраля - "Традиционные семейные ценности"
Занятие нацелено на воспитание у школьников уважения к семейным ценностям и традициям, на формирование у них понимания необходимости выстраивать взаимоотношения в семье на основе любви, взаимоуважения и взаимной помощи. Каждая семья уникальна, у каждой – свои история и традиции. От каждого ее члена зависит то, насколько радостно и уютно в семье. Семья — это любовь и верность, уважение и забота, совместные дела и события. Ребята смотрели видео, выполняли интерактивные задания, обсуждали семейные ценности, традиции, рассказывали об обычаях своей семьи, говорили о семейных реликвиях.
«Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой».
М. А. Светлов
2023 год объявлен Президентом Российской Федерации В. В. Путиным Годом педагога и наставника.
Этому были посвящены «Разговоры о важном», которые прошли 6 марта.
Цель занятия - формирование у обучающихся представления о роли педагога в становлении личности каждого человека; формирование чувства благодарности и уважения к педагогам и наставникам.
Начался урок с видеообращения Министра просвещения Российской Федерации С.С. Кравцова. Говорили о великих педагогах прошлого, которые внесли большой вклад в развитие педагогики, о Константине Дмитриевиче Ушинском и Антоне Семёновиче Макаренко. Рассуждали, почему символом года стал пеликан (символ милосердия, самопожертвования и родительской любви). Выясняли, в чем разница между педагогом и наставником, что у них общего, кто может быть наставником, наставник – это обязательно учитель, педагог? После небольшого объяснения пришли к выводу, что наставник – это человек, который не только нас чему-то научил, но и оказал существенное влияние на наше мировоззрение, сыграл значимую роль в нашей жизни: поддержал, защитил, помог найти себя и выбрать свой путь.
В конце занятия ребята выполняли практические задания: заполняли рабочие листы, писали пожелания и комплименты педагогам, рисовали открытки.
13 марта тема «Разговоров о важном» — «С. В. Михалков. 110 лет со дня рождения». Цель занятия: расширение, обобщение и закрепление знаний обучающихся о творчестве С. В. Михалкова; формирование представлений о многогранности его личности; знакомство с историей создания Государственного гимна СССР и Государственного гимна Российской Федерации.
Началось занятие с видео, в котором сын Сергея Михалкова, Никита Сергеевич Михалков, актер, ведущий и режиссер, вспоминает об отце.
По словам Никиты Михалкова, говорить о Сергее Михалкове «и трудно, и легко», в семье Михалковых, по словам актера, вообще было не принято хвалить работу родных, благоговения перед творчеством отца у Михалкова не было.
Никита Сергеевич по-настоящему понял, что его отец - великий детский поэт, когда праздновалось его 85-летие. Из-под пера Сергея Михалкова вышло множество басен и стихов, а также известный каждому ребенку герой произведения — Дядя Стёпа милиционер. Дядя Стёпа стал примером для многих взрослых полицейских, а стихи о нём для некоторых стали определяющими в выборе профессии. Также дяде Стёпе стоят памятники в разных городах России.
На занятии ребята вспоминали и другие стихотворения, посмотрели видеоролики, где известные артисты читали военные стихи.
Подводя итоги занятия, педагоги напомнили о том, какую роль сыграла творческая и общественная деятельность С. В. Михалкова в жизни нашей страны. Завершилось занятие показом еще одного видеоролика – фрагмента из фильма Н. С. Михалкова «Отец» (2003 г.), где сын беседует с отцом о его жизни и творчестве.