I полугодие 2024-2025 уч. года
Руководитель: Соловьева А. И.
«Шахматы учат правильно
оценивать свои силы,
анализировать, логически мыслить,
не говоря уже о том, что
шахматы развивают память».
Цель: обучение школьников принципам шахматной игры.
Основные задачи кружка:
Образовательные:
· формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы.
· способствовать освоению детьми основных шахматных понятий (начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, дебют.)
Развивающие:
· способствовать развитию умения сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.
· развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение.
Воспитательные:
· воспитывать, усидчивость, целеустремлённость, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений;
Методы:
Словесный метод даёт возможность передать ученикам информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути его решения.
Игровой метод. При использовании игрового метода за воспитателем сохраняется ведущая роль: он определяет характер и последовательность игровых и практических действий.
Наглядный метод - обеспечивает прочное запоминание.
Метод проблемного обучения. Разбор партий, творческое их осмысление помогает ученикам выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
· Дидактические игры и задания;
· Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
· Практическая игра;
· Теоретические занятия, шахматные игры;
· Шахматные мини турниры.
Первая половина учебного года была посвящена знакомству с шахматными полями, шахматными фигурами, пешками, их первоначальным местоположением и ходами, учились ориентироваться на шахматной доске, правилам игры в шахматы, шахматным терминам. Работа строилась по принципу от простого к сложному. Практиковались в постановке мата разными фигурами: ладьей, ферзем, слоном, пешкой. Учились защищаться от шаха, определять силу шахматных фигур. Познакомились с первой стадией шахматной игры - дебютом (началом шахматной партии), её главными принципами, играть до конца шахматную партию всеми фигурами.
Занимаясь на большой шахматной доске, на которой демонстрировались различные ходы, положения шахматных фигур, их передвижения по шахматному полю, решались различные шахматные этюды, каждый ученик имел возможность выступить, показать свои знания. Это способствовало развитию внимания, памяти, воспитанию уверенность в себе, в своих силах, доброжелательному отношению к своим товарищам, взаимопомощи. Дети учились анализировать позиции и ходы шахматных фигур вслух (формировался внутренний план действий - способность действовать в уме).
Стимулировался познавательный интерес детей, желание к самостоятельному творчеству: решали задачи на внимание, сообразительность (ценность шахматных фигур): мат в 1 и 2 хода.
Анализ овладения детьми теоретического и практического уровня освоения азов шахматной игры показал:
высокий уровень – 5%; средний уровень - 66%; низкий уровень - 29%. Причины низкого уровня - плохая посещаемость.
Оценка уровней:
Высокий уровень - знает названия всех шахматных фигур, называет шахматные термины и использует их в речи, ориентируется на шахматной доске; играет каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами, правильно размещает шахматную доску между партнерами, расставляет фигуры перед игрой; различает горизонталь, вертикаль, диагональ; рокирует; объявляет шах; ставит мат, имеет устойчивый интерес к занятиям шахматами, выстраивает внутренний план действий, вдумчивый, усидчивый, целеустремлённый, настойчивый в достижении цели.
Средний уровень – знает названия шахматных фигур, но не всегда использует в речи шахматные термины. С помощью подсказки воспитателя играет каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами. Проявляет интерес к занятиям шахматами. С помощью взрослого выстраивает внутренний план действий.
Низкий уровень - испытывает затруднения в объяснении названий и ходов шахматных фигур, с помощью подсказки взрослого играет каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами, проявляет не долговременный интерес к занятиям шахматами, не желает выстраивать внутренний план действий, не настойчивый в достижении цели.