С 1 сентября 2022 года в российских школах стартовал масштабный проект – цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном». Проект направлен на развитие ценностного отношения школьников к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
Департаментом государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России разработаны методические рекомендации по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном».
Методические рекомендации по реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»
5 сентября. Занятие "Разговоры о важном" - "День знаний". Начальные классы рассуждали на тему "Зачем я учусь?", остальные ребята познакомились с платформой "Россия - страна возможностей", узнали, какие преимущества дает победа во Всероссийской олимпиаде школьников.
Россия - страна возможностей.
12 сентября. Занятие - "Наша страна - Россия".
Наша страна богата и обширна, у нее древняя и самобытная культура и история. Об этом говорили на уроке. Ребята посмотрели видео о России, выполняли интерактивные задания, работали с пословицами.
19 сентября. Занятие посвящено 165-летию со дня рождения К.Э. Циолковского.
У младших школьников 1–4 классов занятие прошло по теме «Мечтаю летать» . В 5–11 классах - было посвящено теме ««Невозможное сегодня станет возможным завтра» (К.Э. Циолковский)». Познакомились с биографией великого ученого, с его изобретениями, совершили путешествие по интерактивной карте, узнали о достижениях нашей страны в освоении космоса, о вкладе великого ученого в разработки, связанные с космическими полетами.
26 сентября. 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Был официально провозглашён в России в 1992 году. У праздника есть свой особый логотип. В нашей стране его символом является изображение открытой ладони, которая означает помощь и поддержку, и сердце в руке, которое олицетворяет любовь и добро. 26 сентября прошли беседы, посвященные этому празднику.
3 октября. "Разговоры о важном" посвящены Дню учителя. Свою историю этот праздник ведёт с 1965 года согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 29 сентября 1965 года. Основная цель занятия - пробуждение интереса детей к профессии учителя, воспитание уважения к педагогам, формирование представлений о роли учителя в становлении личности каждого из нас.
10 октября. Тема занятия - "День отца". Цель занятия: развитие у обучающихся ценностного отношения к роли отца в семье, обществе и государстве на основе анализа и осмысления исторических фактов становления известных профессиональных династий, литературных портретов отцов в произведениях отечественных писателей, портретов отцов-киногероев в отечественном кинематографе.
17 октября. День музыки. Занятие, направленное на формирование умения слушать и понимать музыку, на развитие творческих способностей, расширение музыкальных интересов, повышение уровня эрудиции и общей культуры.
24 октября. "Россия − мировой лидер атомной отрасли".
Урок посвящен Арктике, ребята узнали об атомных электростанциях, ядерных ракетах и о атомных ледоколах. У ребят есть возможность пройти викторину, посвященную Арктике.
28 октября. "День народного единства"
На внеурочном занятии «День народного единства» ребята говорили о подвиге Ивана Сусанина, о подвиге Минина и Пожарского, о качествах, которыми обладали эти люди, о преданности своему народу, о мужестве и сплоченности. С большим интересом ребята узнали о мультимедийных исторических парках «Россия – Моя история». Учащиеся младших классов сделали замечательные открытки, ученики 7-8 классов, посмотрев на ленте времени памятники Минину и Пожарскому, рассказывали о том, какие памятники героям Отечества видели они, старшеклассники говорили о подвигах во имя страны. Единение народа важно в разные периоды жизни страны.
14 ноября. «Мы разные, мы вместе».
На территории нашей страны проживают представители свыше 190 национальностей. Мы очень разные, но веками живём вместе и составляем единое целое. Занятие было посвящено русскому языку и родным языкам народов Российской Федерации. Ребята узнали многое о языках и культуре многочисленных народов нашей страны, о том, что Россия бережно сохраняет их разнообразие.
21 ноября. День матери.
Главная цель: формирование бережного отношения к женщине-матери, уважения к материнскому труду и к многодетным матерям России. Ребята прослушали вступительное слово М.А. Львовой-Беловой, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка. Мария Алексеевна сказала о важной роли мамы в жизни любого ребенка, о приемных семьях, многодетных семьях, о том, что мама - это основа всего.
На занятии ребята вспоминали пословицы и поговорки о маме, решали интерактивные задания, слушали стихи, посвященные самому родному человеку - маме. В некоторых классах ребята писали письма для своих мам, поздравления с праздником, делали открытки. В других - ребята рассматривали и обсуждали репродукции картин, посвященных этой теме. Ребята старших классов говорили о литературных произведениях, посвященных матери. Обсудили каждодневный материнский подвиг, подвиг многодетный мам.
"Мама! Это слово звучит на всех языках мира одинаково нежно. Мама — это самый родной и близкий человек в нашей жизни, который подарил нам жизнь, научил делать первые шаги в этом мире. Это человек, который любит и принимает нас такими, какие мы есть, несмотря ни на что. Не забудьте поздравить маму!" - такими словами закончилось занятие.
28 ноября. Государственные символы.
Занятие было посвящено государственным символам России. 30 ноября отмечается День герба Российской Федерации. Именно в этот день в 1993 году было утверждено современное изображение этого государственного символа. Государственные символы – это официальные знаки, которые рождают ассоциации с конкретным государством. К государственным символам принято относить – герб, флаг и гимн страны. Во время занятия обучающиеся говорили о государственной символике и тех моментах, когда используется гимн, герб, флаг нашей страны. Ребята узнали об истории возникновения государственных символах, о стихах и песнях слагаемых о них.
5 декабря. День Волонтера.
Ребята посмотрели интервью народного артиста Константина Хабенского. Константин Юрьевич рассказал, почему он занялся волонтёрством, как и зачем создал благотворительный фонд помощи больным детям. На занятии дети узнали, что в нашей стране быть волонтером очень почетно, много известных людей занимаются этой деятельностью. Волонтёров можно увидеть при ликвидации последствий стихийных бедствий, оказывающими помощь сотрудникам МЧС, участвующими в поисках пропавших детей, помогающими людям с ограниченными физическими возможностями, детям, ветеранам, участвующими в проведении спортивных и культурных мероприятий. Даже небольшой, совсем простой поступок, сделанный для другого человека бескорыстно, это уже шаг в волонтерство.
12 декабря. Разговоры о важном посвящены Конституции РФ. Говорили об истории возникновения главного законодательного акта и его влиянию на жизнь каждого гражданина. Конституция воплощает общечеловеческие ценности, регулирует взаимоотношения между человеком и обществом, определяет систему государственного управления. Подробно о Конституции рассказала Матвиенко Валентина Петровна в видеоматериалах, рекомендуемых для использования на занятиях. Учащиеся познакомились с главными положениями Основного закона России и с государственным устройством нашей страны. Рассуждали, что будет, если одну из статей Конституции убрать. Например, право на отдых или право на образование. В младших классах ребята выполнили интерактивные задания – назвали, какие права героев нарушены в сказках и произведениях для детей.
19 декабря. Разговоры о важном. "День героев Отечества".
На занятии говорили о подвиге и героизме, проявляемом людьми разных профессий. Ребята рассуждали, кто такой герой, каких героев из истории нашей страны они помнят, что знают о героях-современниках. Смотрели видеосюжеты о подвигах врачей, военных, сотрудников МЧС, полиции.
26 декабря. «Новый год. Семейные праздники и мечты". Цель занятия - воспитание у ребят глубокого уважения к семье, понимания важности семейных традиций празднования Нового года. С ребятами поговорили о мечте, о роли мечты в жизни человека. В начале занятия ребята посмотрели видеообращение министра просвещения Сергея Кравцова: зачем нужны мечты, полезно ли мечтать, об исполнении мечты других людей, о мечтах, изменивших мир. Ребята выполняли интерактивные задания «Елка пожеланий» и «Новогоднее обращение «Мечтай!». Из предложенных на экране слов ребята составили новогодние обращения. А старшеклассники выполнили задание «Мечты великих людей». Ребята узнали, Михаил Суворов с детства мечтал стать полководцем, а Юрий Гагарин – военным летчиком. Они говорили о том, что всем этим великим людям пришлось преодолеть множество преград и жизненных испытаний, чтобы достичь своей мечты, чтобы реализовать все свои планы и добиться успеха! Главный вывод, который был сделан в конце занятия: нужно не только верить в исполнение мечты, нужно предпринимать активные действия для ее достижения!